Возбуждение дела о банкротстве без просуженного долга возможно. Верховный суд разъяснил.

Возбуждение дела о банкротстве без просуженного долга возможно. Верховный суд разъяснил.

26 октября 2018


Между ОАО «Морской банк» и ООО «Прайд» был заключен кредитный договор на сумму 100 млн. руб.  Спустя некоторое время между ООО «Прайд» и ООО «Этсетера» было заключено соглашение, по которому ООО «Этсетера» оплачивает долг перед банком в размере 80 млн. руб., а ООО «Прайд» обязуется вернуть денежные средства не позднее следующего дня с даты погашения требований банка. Как следует из материалов дела, долг перед банком был погашен, однако ООО «Прайд» свои обязательства не исполнило, в связи с чем ООО «Этсетера» было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании должника банкротом.

Однако суд первой инстанции не стал принимать заявление кредитора и прекратил производство по делу, ссылаясь на то, что не были представлены судебные акты, подтверждающие наличие задолженности. В апелляционной и кассационной инстанциях суды подтвердили решение Арбитражного суда Московской области и отвергли доводы заявителя о том, что к нему следует применять правила, предусмотренные абзацем 2 п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку обязательства возникли из кредитного договора. Свои отказы суды мотивировали тем, что хотя согласно позиции, сформулированной в Определении ВС РФ от 12.10.16 № 306-ЭС16-3611 по делу № А57-16992/2015, о том, что право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом без судебного акта, подтверждающего требования кредитора, предоставляется не только кредитным организациям, но и иным лицам, чьи требования связаны с осуществлением специальной правоспособности кредитной организации, однако  требование ООО «Этсетера» возникло в силу соглашения между заявителем и должником, а не заявителем и кредитной организацией, поэтому абзац 2 п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не подлежит применению в данном случае.

Судебная коллегия ВС РФ Определением от 24.10.2018 № 305-ЭС18-10166 отменила решения нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области, разъяснив, что согласно п. 1 и 5 ст. 313 ГК произошла замена лиц в обязательстве по кредитному договору, также в соответствии со ст. 384 и 387 ГК к ООО «Этсетера»  как к третьему лицу, исполнившему обязательство должника, перешли права кредитора-банка, а по смыслу абзаца 2 п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для возбуждения дела о банкротстве без подтверждения требования вступившим в законную силу судебным актом во внимание принимается не сам статус кредитной организации, а осуществляемая ею деятельность, в связи с чем, подлежат применению правила абзаца 2 п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Error